Депрессивные и маниакальные фазы. В промежутках больной здоров. Депрессии характеризуются подавленным настроением и заторможенностью, маниакальные - жаждой деятельности и оптимизмом, порой, очень продуктивным (случай гипомании).Заболевание отличается относительно благоприятным течением, не сопровождается развитием слабоумия и изменением личности.
В развитии маниакально-депрессивного психоза большую роль играют наследственные факторы и конституциональные особенности, а также эндокринная дисфункция. Женщины болеют этим заболеванием чаще, и оно начинается после 30 лет.
Проявления заболевания в маниакальной фазе соответствуют клинической картине маниакального синдрома: больные подвижны, общительны, веселы и раскованны. Они весьма инициативны, часто завязывают рискованные знакомства. Склонны к необдуманным поступкам. Суждения их поверхностны. Внимание часто перескакивает с одного на другое. Больные мало спят (рано пробуждаются), но сон крепкий. Аппетит часто повышен. При утяжелении маниакального состояния больной становится повышенно суетлив, раздражителен. Агрессивность и нетерпимость к обсуждению его мнения сочетается с невозможностью довести до конца ни мысль, ни дело.
В депрессивной фазе больной находится в состоянии депрессии, для которого характерны беспричинная тоска, нежелание трудиться, двигаться - до полного морального и физического бессилия. Пропадает интерес ко всему окружающему, снижается интеллектуальная деятельность, больной "туго" соображает, мысли движутся вяло. В таком состоянии больной обеднен эмоционально, его трудно "растормошить", вызвать какое-либо чувство (радость, удовольствие и др.). Нарушается сон - по ночам мучает бессонница, которая сопровождается дневной сонливостью. Аппетит снижен. В тяжелых случаях больной чувствует себя настолько несчастным, что возникает желание самоубийства.
Обычно, маниакальные и депрессивные фазы чередуются, однако, с возрастом начинает преобладать депрессивная. Длительность фаз: от 1 недели до 2 лет и более (в среднем 6-12 месяцев). В некоторых случаях одна фаза непосредственно сменяется другой, но чаще между ними наблюдаются "светлые" промежутки здоровья, которые измеряются месяцами, годами и даже десятилетиями. Вне приступов состояние больного удовлетворительное и не требует врачебного вмешательства. Заболевание обычно не приводит к изменению личности. При неоднократных приступах даже в "светлые" промежутки наблюдаются остаточные психопатологические проявления в виде стертых, слабо выраженных маний или депрессий. В случае возникновения приступов выраженной мании или глубокой депрессии необходимы госпитализация больного и проведение соответствующей терапии.
Следует учитывать, что во время приступа больной может некритически оценивать свое состояние: в маниакальной фазе болезнь расценивается как "хорошее самочувствие", повышенное самомнение приводит к пренебрежению советами врача. В депрессивной фазе возможно развитие ипохондрии, склонности к самоубийству. Больным категорически противопоказано употребление спиртных напитков, хотя во время приступов у некоторых больных отмечается повышенная тяга к "горячительным напиткам" (особенно в маниакальной фазе).
При депрессии назначают антидепрессивные препараты типа мелипрамина, тизерцина, амитриптилина. Однако, их можно применять только под контролем врача, так как некоторые из них (нуредал, ипразид и др.) не сочетаются с трициклическими антидепрессантами. Из диеты больных должны быть исключены сыр, кофе, пиво, шоколад. При маниакальных состояниях используют нейролептические средства: аминазин, галоперидол, тизерцин. Могут применяться соли лития и финлепсин (карбамазепин).
Самое смешное в этой болезни то, что в той или иной форме она наблюдается у всех. Один принц утверждал, что фундаментальной характеристикой нашего сансарического бытия является, именно, движение от счастья к горю, от активности к бездеятельности, от находки к потере и далее через бесконечность жизненной карусели. Все это танец обманчивой Прекрити и выход из него находится в очень странных местах, куда ходить не советую.
Потому, будем спокойно относиться к тем кто упивается этой круговертью без оглядки - мы все в той же самой лодке, стоя на самом краю вращающейся пластинки бытия и дивясь многообразию мира и наших разношерстных и иллюзорных чувств.
МДП - это диагноз целой цивиллизации (с явным креном в маниакальную сторону).